Обжалование бездействия Московской областной прокуратуры (отн. убийства безнадзорных животных)
В Генеральную прокуратуру Российской ФедерацииОбжалование бездействия Московской областной прокуратуры13 февраля 2012 года мной была создана проблема на интернет-сайте Демократор (http://democrator.ru/problem/6552) по обжалованию действий прокуратуры г. Балашихи (относительно противозаконного убийства безнадзорных животных по указанию Балашихинской Администрации, превышающей в этой части свои полномочия). 17 февраля 2012 года обращение по проблеме и все подписи, собранные под ней, были отправлены в Прокуратуру Московской области (http://democrator.ru/problem/6552/docs#check/11102).По настоящее время ответ по существу обжалуемых действий прокуратуры г. Балашихи не получен, лишь 3 раза приходили отписки-уведомления о продлении сроков для проведения проверки Прокуратурой Московской области.При этом, пользуясь бездействием местной (Балашихинской) и Московской областной прокуратур, наш действующий ПОКА мэр Самоделов снова инициировал отлов собак с умерщвлением на месте. Уже было как минимум 2 массовых убийства собак (о которых нам известно). Еще раз напомню, что все это происходит именно тогда, когда Прокуратурой Московской области ведется проверка ЗАКОННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ БАЛАШИХИНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ!!!По слухам, подписан новый договор, а Самоделов приказал уничтожить 500 собак. Если это правда, то цифра эта, очевидно, вытекает из суммы финансирования договора. Что там так долго проверяет Московская областная прокуратура, совершенно не понятно, ибо проверять совершенно нечего, так как вся последовательность мероприятий была описана даже не мной, а прокуратурой г.Балашихи, и надо дать только ее правовую оценку. Просим ответить по существу. В настоящее время начались регулярные отстрелы собак в Никольском и если бы это было запрещено (а убирать животных с улиц необходимо), администрация, возможно, нашла бы совместно с защитниками животных альтернативные меры. Так как ссылки на отсутствие финансирования на самом деле являются отсутствием желания что-то делать, чтобы жить цивилизованно и гуманно.Еще раз дублируем наше обращение в Московскую областную прокуратуру и просим Генеральную прокуратуру дать нам ответ ПО СУЩЕСТВУ проблемы, а также принять меры в отношении Балашихинской городской прокуратуры и Московской областной прокуратуры, с попустительства которых продолжается нарушение законодательства Российской Федерации.ОБРАЩЕНИЕПрокурору Московской области Аникину А.А.Прошу Вас проверить на соответствие законодательству действия Балашихинской городской прокуратуры Московской области в связи с обращениями жителей о нарушении Администрацией городского округа Балашиха законодательства по вопросам отлова бездомных животных и «регулирования их численности».В прилагаемом к настоящему письму ответе из Балашихинской городской прокуратуры № 696Ж-11 от 11.11.11 за подписью Заместителя городского прокурора, советника юстиции Л.М. Жебит утверждается, что «в ходе проверки установлено, что на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 29.12.2010 года между ООО «Град-Сервис» и Администрацией городского округа Балашиха заключен муниципальный контракт № 25 от 15.02.2011 года на выполнение работ по отлову и транспортировке безнадзорных животных с территории городского округа Балашиха в 2011 году… Установлено, что 15.02.2011 года ООО «Град-Сервис» был заключен договор № 3/11 с ООО «Люберецкий Биологический Центр» (далее по тексту ООО «ЛБЦ»), согласно которому данное общество непосредственно осуществляет отлов и транспортировку безнадзорных животных с территории городского округа Балашиха… В связи с изложенным, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».Однако Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу ст. 7 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ранее устанавливавшая полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.При этом статьями 5 и 6 Закона № 52-ФЗ определены полномочия соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и согласно ст. 6 названного Закона к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением.Кроме того, согласно подпункту 49 п. 2. ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Причем данный подпункт введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ. Также следует учитывать, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»).Также тот факт, что вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относятся к компетенции органов местного самоуправления, подтверждается Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.04.2008 года № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в Российской Федерации» и от 29.08.2008 года № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством с Российской Федерации», в которых главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовано, в том числе, осуществлять необходимые меры по усилению профилактики бешенства, рассмотреть этот вопрос на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий с участием представителей заинтересованных органов и организаций; принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных; предусмотреть выделение финансовых средств для создания и оснащения бригад для отлова безнадзорных животных, строительства мест для их содержания и, прежде всего, для подозрительных на заболевание бешенством, а также кремационных печей для утилизации трупов животных. Однако на уровне Московской области соответствующая правовая база до настоящего момента не разработана и не принята.Таким образом, органы местного самоуправления не правомочны осуществлять полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части организации мероприятий по уменьшению численности бродячих животных, и в области ветеринарии, поскольку это компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации.Относительно бродячих, безнадзорных животных – собак и кошек – следует отметить следующее. В силу ст. 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания не известны – не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания на период установления собственника, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. При этом лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.Следовательно, органы полиции либо органы местного самоуправления не могут содержать безнадзорных животных. На них лишь возложена обязанность разыскивать собственника, а также по просьбе лица, обнаружившегося указанных животных, подыскать лицо, имеющее необходимые условия для их содержания (п. 2 ст. 230 ГК РФ). Условия содержания должны быть надлежащими (п. 3 ст. 230 ГК РФ), что означает обязанность лица, у которого животные находятся, предоставлять им корм, обеспечивать соблюдение ветеринарных правил, содержать их в приспособленных помещениях с учетом времени года, вида животных и т.п.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравления) и их ликвидацию.С учетом содержания указанной нормы права отлов, содержание, утилизация безнадзорных животных полностью подпадают под понятие противоэпидемических мероприятий, так как направлены на предотвращение возникновения инфекционных заболеваний, распространителями которых могут быть бродячие животные (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7. 2627-10» (вместе с «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила»), пп. 9.2., 9.5.).Согласно пункту 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.Пунктом 9.5. Санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 г. № 54, зарег. в Минюсте России 19.07.2010, регистрационный номер 17891, «регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации».На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных следует отнести к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, осуществление которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления.В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.Статья 26.3. (пункт 1) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), но не органами местного самоуправления и не за счет средств местного бюджета. Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3. указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.Сфера охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что Администрация городского округа Балашиха допускала и допускает в настоящее время факт выхода за пределы своих полномочий, заключив договор с ООО «Град-Сервис» на выполнение работ по отлову и транспортировке безнадзорных животных с территории городского округа Балашиха, хотя в ее компетенции лишь – принять меры к розыску владельцев и передать безнадзорных животных на содержание в надлежащих условиях, чего не делается. На основании изложенного просим направить в адрес главы Администрации городского округа Балашиха представление об устранении выявленных нарушений и недопустимости подобного впредь, а также, если это будет сочтено необходимым, принять иные меры прокурорского реагирования.