Публичное обращение по проблеме разработки никелевого месторождения в Воронежской области
Я, нижеподписавшийся, выражаю активное беспокойство в связи с планами разработки медно-никелевого месторождения в Воронежской области. По сообщениям экспертов и ученых разработка данного месторождения в плотнонаселенном районе Центрального Черноземья в непосредственной близости от Хоперского заповедника (особо охраняемой природной территории федерального уровня и в бассейне одной из чистейших рек Европы – Хопер) может вызвать резкое ухудшение гидрологического режима и загрязнения воздуха. Все это может привести к катастрофическим последствиям для здоровья и благополучия жителей целого ряда регионов и для уникальных пойменных экосистем Прихоперья.Заявления о том, что строительство является экологически безопасным, не имеют под собой никакого публичного экспертного обоснования. Не принимаются в расчет прямые и отложенные экономические потери и необратимый экологический ущерб.Весь процесс запуска разработки является крайне закрытым с информационной точки зрения, что не позволяет экспертам и активной общественности широко подключиться к публичному обсуждению проекта и экспертному анализу правовой, экономической основы для проведения работ такого масштаба. Это противоречит Конституции РФ: человек (а не обогащение отдельных лиц) является высшей ценностью (ст. 2); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), достоверную информацию о её состоянии (ст. 42) и др., а также положениям закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 3 — презумпция потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности), а также ст.ст. 11 - 13 ФЗ «Об охране окружающей среды».В связи со сложившейся ситуацией выдвигаю ряд требований: 1) Приостановить проведение всех конкурсных и иных мероприятий по разработке Еланинского и Елкинского никелевого месторождения (Воронежская область) до опубликования в СМИ и специализированных научных печатных изданиях всеобъемлющей информации о технико-экономических расчетах, экологических угрозах, техническом обосновании необходимости разработок и мерах, предпринимаемых для обеспечения экологической безопасности обсуждаемого проекта.2) Предоставить к сведению общественности полную информацию о статусе и собственниках земель, на которых планируется вести разработкиа, а также законные основания для изъятия этих земель из сельскохозяйственного и лесного фондов.3) Опубликовать полные сведения об участниках Конкурса по разработке никелевых месторождений, в том числе правовой статус, владельцев, совладельцев, дочерние отношения с другими горно-добывающими российскими и международными предприятиями и организациями, а также отчеты за последнии 10 лет о соблюдении и выполнении экологических законов, норм, требований по обеспечению экологической безопасности регионов, где они ведут хозяйственную деятельность.4) Раскрыть для широкой общественности ту часть проектной документации, которая касается воздействия на окружающую среду, в первую очередь, воздействие на гидрологический режим рр. Хопер, Дон, поймы рек Савала, Ворона, Карачан, питающих пресной водой значительную часть прилежащих территорий, на здоровье населения планируемой хозяйственной деятельности и обеспечения экологической безопасности проекта.5) Предоставить всю проектную документацию для инициации и проведения процедуры общественной экологической экспертизы в соотв. с положениями Главы IV ФЗ-174 «Об экологической экспертизе».6) До начала финансирования подготовки проектной документации и строительства провести государственную экологическую экспертизу проекта, предполагаемого к реализации с предварительным проведением широкомасштабной оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности (ОВОС) во всех регионах возможного влияния проекта, включая соседние субъекты Российской Федерации (Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Волгоградская область).