Градостроительная политика Московской области: РЕАЛЬНЫХ изменений НЕ ждать?!
ВРИО Губернатора Воробьеву А.Ю.В Правительство Московской областиЗаместителю Председателя Правительства Московской области Елянюшкину Г.В.Министру архитектуры и градостроительства Московской области Воронцову А.Р.Министру строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Оглоблиной М.Е.Министру Правительства МО по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Когану А.Б. Министру транспорта Московской области Зайцеву А.Ю.В Градостроительный совет Московской области В Прокуратуру Московской областиВ Генеральную прокуратуру РФ27.08.2013ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО(в рамках неофициальной антикоррупционной экспертизы проекта новых Нормативов градостроительного проектирования Московской области, а также в рамках экспертного анализа отдельных положений проекта)Уважаемые господа!На Интернет-сайте Правительства Московской области размещен проект новых областных Нормативов градостроительного проектирования, которые, как непрерывно заявляется с высоких трибун, будут приняты в самое ближайшее время http://www.mosreg.ru/page/render/slug/article/id/18553/pslug/.Нельзя не признать, что данный документ несет в себе отдельные идеи, которые могут позволить в конечном счете сделать среду обитания в нашем регионе если и не прекрасной (не будем питать иллюзий, слишком велик накопленный «багаж» градостроительных ошибок прошлых лет!), то хотя бы относительно сносной. В частности, одно из главных достоинств нового проекта – это заявленное дальнейшее ограничение максимальной этажности нового строительства 9 этажами, в то время как сейчас этот показатель для наиболее крупных городов области равен 17 этажам. Однако весь позитивный эффект, который могло бы получить существующее, в первую очедерь коренное население области от их введения, де-факто полностью перечеркивается содержанием раздела X Нормативов, устанавливающий порядок «Осуществления строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, культового, производственного и иного назначения с отступлением от нормативов градостроительного проектирования Московской области».При этом не устанавливаются четкие условия, при которых отступление от нормативов возможно, никак не ограничиваются пределы таких «отступлений», а также не закрепляется перечень нормативов, отступление от которых НЕВОЗМОЖНО ни при каких обстоятельствах. Иным словами, предлагаемый проект НЕ ВВОДИТ абсолютный ЗАПРЕТ ни на уплотнительную застройку, ни на строительство выше 9 этажей (25-этажные проекты по-прежнему будут возможны), ни на многократное превышение нормативов (строить 12-17 этажей в деревнях, которые по Нормативам не могут застраиваться выше 3-4 этажей, будет возможно), ни на возможность отклонения от нормативов социального характера.Очевидно, что такой подход полностью выхолащивает идею и нивелирует ценность как общественной экспертизы проекта Нормативов, его публичного обсуждения, так и самих Нормативов как таковых. Более того, положения проекта Нормативов вступают в логический конфликт с положениями федерального закона (части 3 статьи 24, части 10 статьи 45, части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ), предписывающими применять нормативы при подготовке документов территориального планирования (генпланов) и документации по планировке территории. Ведь невозможно при подготовке указанных документов применять норматив (а требование его применять установлено федеральным законом, которому нормативные правовые акты субъекта РФ не могут противоречить!) уже с учетом отклонения, которое только может быть будет разрешено (или, наоборот, не будет разрешено) в будущем… Очевидно, что заявленное с высоких трибун «единство правил игры», если для кого и будет достигаться, то только для «игроков» строительного рынка - инвесторов, девелоперов и т.п. И единство это будет заключаться ровно в том же, в чем оно заключается сейчас – в возможности принимать кулуарные (без права голоса для оппонентов), и – не исключено – коррупционные решения, в основу которых, как и в настоящее время, будут положены только и исключительно интересы строительного лобби, интересы крупного капитала, но не интересы граждан, проживающих в Московской области либо имеющих здесь недвижимость. Главной ценностью Нормативов для граждан, помимо гарантий создания приемлемой среды обитания, является прогнозируемость изменений этой среды, а также предсказуемость направлений таких изменений. Ценностью для гражданина является наличие гарантий того, что посреди поля, окруженного со всех сторон сельской 1-2-этажной застройкой, не появится очередной многоэтажный квартал-монстр, на 400-500 % превышающий норматив по этажности. Ценностью являются гарантии того, что рядом с его существующим домом не вырастет очередная 25-этажная «свечка», 5-10 квартир в которой отдадут очередникам, и это будет являться «достаточным» обоснованием необходимости «послаблений» в отношении этажности (+16 этажей к нормативу). Ценностью являются гарантии того, что для определения потребности в строительстве социальной инфраструктуры в расчете будут учитываться реальные показатели численности населения возводимого микрорайона/комплекса, в качестве примера которых могут выступать данные Всероссийской переписи населения 2010 года о составе и структуре населения. Так, например, в соответствии с данными ВПН-2010 среднее количество проживающих в одной квартире/индивидуальном доме в Московской области составляет 2,5-2,6 человека, а вовсе не 1,5 чел. как закладывается для расчета необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в ряде проектов. Перечень таких практических ценностей можно продолжить, и он понятен и близок КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ Московской области, кто столкнулся с уплотнительной/точечной застройкой, с закатанной в бетон детской площадкой, с многочасовыми очередями в поликлинику и очередями в детские сады, длинною в годы. Она также понятна каждому ДАЧНИКУ, за забором которого растет очередной «город в чистом поле», чьи дома/дачи разоряются набегами нелегальных мигрантов, кто со временем лишается возможности использовать землю по прямому назначению (для садоводства, огородничества, для рекреационных целей), чья недвижимость неуклонно падает в цене.С учетом того, что благодаря изменениям в федеральном законодательстве до конца 2014 года органы местного самоуправления в Московской области получили возможность продолжать градостроительную деятельность в отсутствие утвержденных генпланов, граждане с уверенностью могут ожидать полную вакханалию и волюнтаризм в принятии решений именно в ближайшие год-полтора, причем в первую очередь, на уровне поселений и городских округов. В этот период и генплан – как инструмент сдерживания «буйства фантазий» строительного лобби – может законно отсутствовать, и от Нормативов, как теперь становится понятно всем, можно отклониться.Принимая во внимание обоснованные и подкрепленные болезненным жизненным опытом опасения, изложенные выше, мы обращаемся к органам государственной власти Московской области и их должностным лицам с требованием сделать полностью прозрачной процедуру принятия решений в области градостроительства!Тот факт, что при принятии градостроительных решений во главу угла должно ставиться РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ – таких, как ликвидация очередей на получение жилья, расселение жителей ветхого и аварийного жилья, строительство школ, детских садов, поликлиник и прочей социальной и транспортной инфраструктуры в тех районах, где имеется их дефицит – не подвергается сомнению. Однако для того, чтобы не превращать в ад жизнь существующих жителей Подмосковья, не нарушать права собственников земельных участков, включая многочисленных дачников, по которым и так уже «прошлись катком» за последние годы (тут и ускоренное изъятие земель под инфраструктурные проекты, и полное игнорирование их мнения при принятии градостроительных решений и т.д. и т.п.), мы требуем установить в нормативном правовом акте четкую зависимость того, каким образом то или иное дополнительное обязательство, принимаемое на себя инвестором (застройщиком), может повлиять на отступление от Нормативов. Например, допустимым является подход, при котором выделение 10 % построенных квартир очередникам, жителям аварийного жилья и т.п. должно приводить к возникновению у застройщика права превысить, скажем, на 15-20 % показатели плотности и/или этажности. Но категорически недопустимой является ситуация, когда выделение муниципальному образованию 1-2 %% квартир будет являться «достаточным» обоснованием 3-4-кратного превышения нормативов плотности/этажности! Учитывая изложенное, мы предлагаем: 1) установить перечень Нормативов, ОТКЛОНЕНИЯ ОТ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНЫ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (в первую очередь, это обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, школами и поликлиниками);2) в отношении всех остальных нормативов зафиксировать МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ на уровне не выше (не ниже) 50 % от базового норматива, которые не могут быть превышены НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, в том числе по решению Градостроительного совета Московской области. Принимая во внимание обоснованные опасения граждан в отношении того, что общих – для строителей и общества – правил игры в сфере градостроительства как не было, так и не появится, о чем идет речь в это открытом письме, причем эти опасения подтверждены многочисленными примерами из жизни, мы обращаемся к органам государственной власти Московской области и должностным лицам, в первую очередь, к ВРИО Губернатора Воробьева А.Ю., Заместителя Председателя Правительства МО Елянюшкину Г.В., Министру строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области Оглоблиной М.Е., Министру по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Когану А.Б.: Уважаемые господа, используйте свой исторический шанс остаться в памяти людей в качестве представителей власти, которые ввели градостроительную деятельность в Московской области в разумные, цивилизованные, основанные на мировом опыте рамки, ПОЛНОСТЬЮ исключающие принятие решений, не основанных на ПРОЗРАЧНЫХ, ПРЕДСКАЗУЕМЫХ и ПОНЯТНЫХ ВСЕМ принципах и правилах! Мы просим рассмотреть настоящее обращение и в установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» срок направить на него письменный ответ по списку адресов, указанных ниже. С уважением, ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЖИТЕЛИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СОБСТВЕННИКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ