Проблемы социальной политики в Российской Федерации
Нужны ли дети государству Российская Федерация ?СПРАВОЧНО: В 1980-е годы в РСФСР рождалось ежегодно в среднем 2,2 млн. детей, в период «реформ» 1990-х эта цифра снизилась до 1,2 млн. в год. Поэтому 10 лет назад в РФ было 23 миллиона «советских» школьников, а сейчас 13 млн. «реформенных». В 2000-х рождаемость выросла до 1,5 млн. детей ежегодно, что хорошо, но мало, – на 700 тысяч меньше уровня РСФСР, необходимого для простого воспроизводства населения. А ведь сейчас рожают относительно многочисленные мамы, родившиеся еще в СССР. Кто будет рожать в 2010-х? «Неродившиеся» девочки 1990-х??? О том, что грядущий дефицит родителей повлечет новый спад рождаемости, сказал недавно при посещении Томска и Владимир ПУТИН – в том контексте, что нет смысла строить новые детские сады - http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/01/940374.htmlПРИ ЖЕЛАНИИ ПРОБЛЕМЫ ЛЕГКО РЕШАЮТСЯ:Скажу честно, меня испугали эти демографические «пораженческие настроения» Председателя Правительства РФ и одного из кандидатов на пост Президента России. Испугали, потому что они лишают надежды. Ведь нового спада рождаемости, угрожающего необратимым старением страны, нетрудно избежать, а сказанное, по-видимому, означает, что лежащие на поверхности меры по выводу России из демографического пике вообще не рассматриваются при выработке стратегии будущего развития РФ. Испугали, потому что по причине затягивания с принятием этих мер не разрешаются длящиеся годами ситуации, о которых лучше Станислава Говорухина не скажешь: «ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!». И в конце концов демографическая задача, очевидно, нелинейная: мало детей – будут пустовать детские сады, но именно 2-миллионная очередь в детские сады – одна из причин дефицита детей. Другие причины, по которым в сегодняшней России трудно рожать детей: (1) неразвитость системы социальных услуг семьям с детьми (об инновационных подходах в этой сфере см. обращение НКО - http://invasovet.myqip.ru/?1-16-0-00000000-000-0-0), (2) национальная жилищная катастрофа и (3) «детское лицо» бедности, рождение ребенка – прыжок в нищету. Корень этих и других российских бед давно известен: несовершенство системы управления («земля была обильна, порядка только нет»). Но именно поэтому они при наличии должной политической воли легко преодолимы. Здесь скажу о путях решения проблем жилья и бедности.О ЖИЛЬЕ. «Список Патриарха»:Масштаб проблемы известен, но яснее всего она видна на конкретных уму непостижимых ситуациях. 6 декабря 2011 года Патриарх КИРИЛЛ передал Павлу АСТАХОВУ просьбы о помощи 13 бездомных многодетных семей, сказав при этом: «Многие из этих писем нельзя читать без слёз». Некоторым из этих семей мы в Общественной палате РФ абсолютно безуспешно пытаемся помочь уже в течение двух лет. Мы не знаем, как отреагировала на обращение Патриарха государственная машина РФ в лице Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Но мы знаем, что под Новый Год, 29.12.2011г., проблема семьи Светланы МАРТЫНОВОЙ (5 детей, лишились жилья и прописки из-за мошенничества) всерьез обсуждалась на высшем социальном уровне Санкт-Петербурга, и власти, при всём желании помочь, не нашли иного варианта, кроме как предложить: «детей – в интернаты, родителей – в ночлежку». А несколько дней назад хозяева арендуемой московской квартиры, реализуя свое законное право владельцев, пытались выставить на мороз семью АСТАПЕНКО-ЧЕРНЯВСКОЙ (7 детей, 20 лет в Москве на съемных квартирах). Ситуацию на тот момент спасла Любовь МЕРЕКИНА (создатель уникального сайта «Движение семей SOS» http://24sos.ru/, 7 детей, 14 лет в Москве на съемных квартирах), вызвавшая съёмочную группу НТВ. Между тем, этими семьями из «Списка Патриарха» занимаются высшие социальные власти Москвы. И сделать ничего не могут, потому что позиция других - жилищных властей Москвы определяется одним словом: «понаехали». То есть детей, выросших здесь и даже родившихся здесь, они хотят гнать куда-то – неизвестно куда по нашей великой стране, а «лучше» ещё подальше, хоть на Луну, чтобы не мозолили глаза, не отвлекали от ДЕЛА – от получения сверхдоходов на коммерческом московском строительстве.Но может быть как раз этих московских «жилищных» чиновников надо гнать Поганой Метлой, хотя бы потому что вечная очередь на улучшение жилищных условий – их прямая «заслуга»? Вот такого рода программные заявления я хотел бы слышать от кандидатов в Президенты России. Что касается конкретных практических предложений по решению жилищной проблемы – они сформулированы в Рекомендациях Общественной палаты РФ (http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/16460, см. также пост «Жилищные тупики российского детства» http://www.oprf.ru/blog/?id=807). Конечно, надо в массовом порядке строить социальное жилье, надо, чтобы существовали резервные социальные жилищные фонды (федеральный, региональные, муниципальные), позволяющие разрешать экстремальные жилищные ситуации. И ясно также, что создание таких фондов возможно лишь в случае кардинального удешевления цены строительства. Поэтому Рекомендации включают и комплекс антимонопольных, антикоррупционных мер – в попытке разрешить парадоксальную ситуацию, когда российские строители (в первую очередь Владимир РЕСИН) возводят в странах Латинской Америки типовые дома для бедняков по цене «квадрата» в 4-5 раз меньшей, чем в России.БЕДНОСТЬ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ. 20x80 убивают страну:Начиная с марта 2011 года я честно работал в ЭГ № 9 «Стратегии - 2020», пытаясь доказать руководителям группы из Института им. Е.Т. Гайдара и ВШЭ (именно они формулировали конечный вариант предложений), что проблему бедности невозможно решить в отрыве от мер по развитию отечественного производства и преодолению монопольного вздутия цен на продукты и товары первой необходимости. Ничего сделать нельзя, пока среди всех продаваемых в России товаров для детей только 15-20% отечественного производства и пока структура розничной цены продуктов питания дается средней формулой 20x80 (20% - производителю, 80% - посредникам). Мои усилия в Экспертной группе № 9 «Стратегии - 2020» потерпели полное фиаско. Но в Общественной палате РФ мы, вместе со специалистами и общественниками, представителями профсоюзов, организаторами ежегодной выставки «Лучшее - детям», сельскими кооператорами и руководством АККОРа в декабре 2011 г. выработали искомые Рекомендации по преодолению бедности; они же – меры, абсолютно необходимые, чтобы вступление в ВТО не стало смертным приговором российскому производителю, а значит и России в целом (http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/16461 см. также пост «Лучше детям - причем отечественного производства» - http://www.oprf.ru/ru/blog/?id=783).Суть этих мер: повышение зарплат и иных выплат при одновременной организации прямого контакта между массовым отечественным производителем и массовым потребителем. Короче: «Сбить розничные цены путем насыщения рынка!», «Долой сетевиков-монополистов, убивающих Россию!», «Долой коррумпированных чиновников, присосавшихся к этим сетям!». Конкретно:- развитие сельхозкооперации, включая создание кооперативных рынков; обеспечение прямого госзаказа у производителей; создание региональных сетей социальных продмагов, снабжаемых теми же с/х кооперативами;- создание региональных и межрегиональных крупно-оптовых и мелкооптовых торгово-закупочных баз, логистических центров и транспортных путей, в том числе вблизи Москвы и других мегаполисов, - с обеспечением прямого доступа к этим базам малого торгового бизнеса, предприятий общественного питания и т.п.;- принятие пакета жестких антимонопольных и антикоррупционных мер – в первую очередь изменений в УК РФ, устанавливающих, следуя мировому опыту, что картельные ценовые сговоры и монопольные захваты рынков, равно как участие должностных лиц в этих деяниях, являются особо тяжкими уголовными преступлениями.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Сегодня миллионы граждан нашей страны, семей с детьми в прямом смысле слова «загнаны в угол» проблемами жилья и бедности. Помочь им невозможно, не решив указанные выше макроэкономические задачи. И если России все-таки нужны её дети, то государство Российская Федерация эти задачи должно решить. А мы – общество – должны ему в этом «помочь» своим цивилизованным давлением на власть.12 февраля 2012 г.Борис Альтшулер,Руководитель РОО «Право ребенка», член МХГ, член Общественной палаты РФ - заместитель Председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, член ЭГ № 9 («Сокращение неравенства и преодоление бедности») «Стратегии - 2020».